Тяга в дымоходе, причины её ухудшения и способы усиления своими руками - Строительство и ремонт. » Онлайн журнал о строительстве.
Если вы ищете информацию по ремонту, строительству, то вы попали на нужный сайт. » Новости рынка недвижимости » Тяга в дымоходе, причины её ухудшения и способы усиления своими руками - Строительство и ремонт.
Тяга в дымоходе, причины её ухудшения и способы усиления своими руками - Строительство и ремонт.
Эффективная работа системы отопления — это основное условие для комфортного проживания в загородном доме. А она зависит от качества дымоотводящих каналов. Перебои в их работе сильно осложняют проживание в доме. В таких случаях важно правильно установить причину и принять меры к устранению

Тяга в дымоходе, причины её ухудшения и способы усиления своими руками - Строительство и ремонт.

Эффективная работа системы отопления — это основное условие для комфортного проживания в загородном доме. А она зависит от качества дымоотводящих каналов. Перебои в их работе сильно осложняют проживание в доме. В таких случаях важно правильно установить причину и принять меры к устранению недостатков.







#i-5



#i-8



#i-16



Оптимизация тяги в дымоходе печей


Тяга — естественное перемещение воздуха в канале дымохода, связанное с разницей давления внутри здания и во внешнем пространстве. Ей обусловлено эффективное сгорание топлива в печи и вывод продуктов сгорания из жилой зоны. Чрезмерная тяга приводит к перерасходу топлива, недостаточная — ухудшает условия проживания и может создать опасную ситуацию для присутствующих в доме людей. При определённых условиях состояние тяги может привести к трагическим последствиям, став причиной пожара.



Если тяга нормальная, то все продукты сгорания отводятся в атмосферу, не нарушая привычный уют и комфорт в доме


Приобретя навыки управления тягой, можно эффективно управлять горением топлива для создания комфортных условий в помещениях при рациональном его использовании.


Влияние различных факторов на тягу


Любые причины, оказывающие влияние на давление воздуха в помещении, будут сказываться на величине тяги в дымоходе. Они условно могут быть разделены на три группы:


Внутренние условия в жилом помещении:



  1. Материал, использованный для устройства жилого помещения. Натуральные материалы «дышат», искусственные — нет. Натуральные компоненты тоже окисляют часть кислорода, уменьшая его содержание в воздухе и замедляя процесс горения.

  2. Температура внутри жилища и совокупный объём помещений, связанных с поддувалом топочного устройства. Пониженная температура уменьшает активность кислорода воздуха, а большой объём помещений снижает скорость прогрева воздуха в них.

  3. Количество проживающих в доме людей.Наличие других устройств, потребляющих кислород, таких, как калориферы, тепловые пушки и прочие.

  4. Регулярность проветривания помещения и наличие сквозняков в доме. Например, при замене обычных окон на стеклопакеты тяга может уменьшиться за счёт более высокой герметичности последних.


Внешние факторы:



  1. Температура и влажность воздуха. Сырой холодный воздух тяжелее и дольше прогревается, «зажимая» тягу в трубе.

  2. Величина атмосферного давления. Чем оно выше, тем хуже тяга.

  3. Наличие и активность восходящих конвекционных потоков. Они способствуют увеличению тяги.

  4. Инверсионный поток холодного воздуха, направленный сверху вниз. Оказывает обратное действие, уменьшая тягу в дымоходе.

  5. Направление и сила ветра. Если оголовок трубы не снабжён дефлектором, ветер может «зажимать» тягу в трубе.

    При наличии рядом с дымоходом высоких построек или деревьев ветер может мешать выходу дымовых газов вплоть до создания обратной тяги



Комбинация воздействия перечисленных факторов оказывает существенное влияние на величину тяги. Учитывая постоянное изменение каждого из них в течение суток, нужно постоянно следить за горением топлива в печи.


Влияние конструктивных факторов:



  1. Расположение дымохода — внешнее или внутреннее. Внешний (пристенный) дымоход прогревается медленнее.

  2. Протяжённость и наличие поворотов. Каждое отклонение дымохода от вертикали снижает скорость потока воздуха в дымовой трубе, при этом тяга уменьшается.

  3. Качество внутренней поверхности дымохода: чем глаже поверхность, тем он лучше работает. Шероховатости снижают скорость перемещения воздуха.

  4. Высота дымохода и его расположение на крыше дома. Этот фактор связан с динамикой движения потоков воздуха, зависящей от формы крыши. Могут образовываться зоны повышенного давления, отрицательно сказывающиеся на величине тяги, если труба низкая.

    Недостаточная высота дымохода может стать причиной снижения тяги


  5. Форма канала — в идеале круглая или овальная, хуже работает квадратный дымоход, ещё хуже — прямоугольный. Воздух в дымовой трубе закручивается по спирали, в углах прямоугольного канала образуются застойные зоны, тормозящие скорость всего потока — тяга ухудшается.

  6. Степень утепления стенок отводящего канала. Горячий воздух легче холодного. Потери тепла через неутепленные стенки дымохода приводят к охлаждению и снижению скорости движения печных газов.


На конструктивные факторы воздействовать сложно, если речь идёт об уже готовой дымоходной системе. Внешними факторами управлять нельзя никаким образом, но можно приспособиться к их воздействию и даже использовать в своих интересах. Влияние же внутренних условий зависит только от рачительности пользователя отопительным прибором. Грамотно используя их, можно приспособиться к любым обстоятельствам и эффективно управлять климатом в помещении, рационально используя топливо.


Видео: как усилить тягу в дымоходе


Как замерить тягу


Традиционно тяга в дымоходе измеряется прибором для определения скорости ветра — анемометром. Недостаток его состоит в том, что более или менее достоверные показания прибора могут быть получены при скорости перемещения воздуха не менее одного метра в секунду.


В настоящее время разработаны и производятся более точные приборы. Но их стоимость такова, что по силам только организациям или профессиональным трубочистам. Она составляет от 700 долларов.


В бытовых условиях наличие и направление тяги можно установить более простыми способами.



  1. Поднести к поддувалу полоску туалетной бумаги. Она будет отклоняться от вертикали в соответствии с направлением потока воздуха. Перед проверкой нужно открыть заслонку шибера. По тому же принципу тягу можно проверить по отклонению пламени свечи или спички.

    Перед розжигом печи нужно проверить тягу, поднеся зажжённую спичку к топке и не забыв открыть при этом шибер


  2. Достаточность кислорода для горения топлива определяется по косвенным признакам:

    • пламя в топке желтовато-золотистого цвета говорит о хорошей тяге и достаточности кислорода, скорость сгорания можно регулировать положением шибера или клапана заслонки;

    • пламя красного цвета свидетельствует о недостаточном количестве кислорода, из-за чего в дымовом канале будет усиленно образовываться сажа;

    • белый цвет пламени заставляет задуматься о снижении тяги — она слишком велика и может создать условия для воспламенения сажи;

    • шум в трубе также говорит о чрезмерной тяге, нужно воспользоваться шибером (заслонкой) для её регулировки;

    • если в процессе топки дым поступает в помещение, нужно срочно принимать меры для увеличения тяги, например, прочистить дымоход.




Во время протапливания помещения нельзя оставлять отопительный агрегат без внимания. Условия его работы могут измениться внезапно и быстро. Например, в результате обрушения сажи в дымоходе или резкого изменения направления и скорости ветра. Недопустимо оставлять горящий отопительный прибор на время ночного отдыха, если он не обеспечен системой автоматического регулирования и сигнализации.


Одним из опасных явлений при эксплуатации систем отопления считается возникновение в дымоходе обратной тяги.


Что делать при возникновении обратной тяги


Для обозначения такого явления придуман специальный термин — опрокидывание тяги. Он полностью соответствует сути физического явления возникновения потока воздуха в обратном направлении. В результате продукты сгорания поступают через топку в помещение.


Перед каждым запуском теплового агрегата нужно проверить направление и силу тяги доступными средствами.



При опрокидывании тяги дымовые газы меняют направление своего движения и начинают выходить в помещение


Это позволит избежать неприятных явлений, когда дым начнёт поступать в помещение.


Причины опрокидывания тяги


Анализируя обстоятельства возникновения обратной тяги, следует разделить их на две категории:



  • требующие кардинального вмешательства в работу отопительного агрегата и системы отведения дыма;

  • временно возникающие обстоятельства, которые можно легко устранить собственными руками.


Говоря о первой группе причин, нужно указать на следующие моменты:



  1. Конструкционные недостатки системы удаления печных газов — недостаточное сечение дымохода, наличие излишних поворотов в нём, неправильная высота трубы над крышей по отношению к коньку. Способ устранения единственный — исправление инженерных недостатков дымохода.

  2. Засорение дымоходного канала. В нём может скопиться мусор, если не установлена защита в виде оголовка, или образоваться большой слой сажи, если очистка и профилактические мероприятия по обслуживанию дымохода своевременно не выполнялись.

    Если дымоход долго не чистить, он может зарасти сажей и стать причиной серьёзного ухудшения тяги


  3. Наличие вблизи дома высоких деревьев или вновь возведённых строений. В таких случаях чаще всего требуется наращивание дымохода.

  4. Ошибочные решения при организации вентиляционной системы помещения с отопительным агрегатом. Для выявления таких недостатков нужна подробная диагностика для принятия правильного решения по её реконструкции.


Временное опрокидывание тяги может возникать из-за:



  1. Установления прохладной погоды. При этом охлаждается дымовая труба и столб воздуха в ней. Тяжёлый воздух оказывает давление, препятствующее нормальной тяге.

  2. Длительного простоя отопительного агрегата, в результате чего внутри дымоходного канала накопился холодный воздух.


Устранение временных причин возможно несколькими способами:



  1. Прогрев воздуха в дымовой трубе. Для этого можно сжечь внутри топки несколько листов газетной бумаги, в результате чего тяга может восстановиться. Если это мероприятия окажется неэффективным, можно воспользоваться феном или тепловентилятором для этой же цели.

    Для восстановления тяги после длительного простоя печи часто помогает сжигание стопки бумаги или газет


  2. Использование устройства стабилизации тяги.


Перед первым розжигом печи после длительного простоя нужно закрыть все двери и окна, устраняя сквозняки.


Чтобы избежать засорения дымохода сажей, рекомендуется применять некоторые профилактические мероприятия. Среди них:



  1. Периодически сжигать в топке картофельные очистки. Их нужно заготавливать заранее и обязательно просушивать. По накоплении 1,5–2,0 кг очисток их сжигают в конце сгорания закладки дров. Крахмал размягчает налёт сажи, и она отслаивается от стенок дымохода, частично опадая в топку, частично вылетая в дымовую трубу.

  2. С той же целью можно сжигать скорлупу грецких орехов или осиновые дрова. Они сгорают при высокой температуре, способствуя выгоранию сажи на стенках дымохода. Этот способ не рекомендуется применять при накоплении сажи толстым слоем, потому что её горение может привести к пожару.

  3. Закладывать в топку специально выпускаемые составы для очистки труб, действие которых основано как на термическом, так и на химическом принципе.


Фотогалерея: средства для профилактики отложений сажи

Для профилактики образования сажи можно периодически добавлять в топку крупнозернистую соль

Высокая температура горения осиновых дров способствует удалению сажи, но может привести к пожару при её большом количестве на стенках дымохода

Каждое профилактическое средство необходимо применять строго в соответствии с инструкцией

При непрерывном использовании топливного агрегата одного полена «Трубочиста» хватает на два месяца

Как увеличить тягу в дымоходе


Чтобы повысить эффективность дымохода, нужно, прежде всего, установить истинную причину её ухудшения или опрокидывания. Выбор дальнейших действий зависит от состояния потоков воздуха в помещении. При этом желательно получить консультацию профессионала, чтобы не наделать ошибок и ещё более запутать ситуацию.


Изменения в конструкции дымохода


Наиболее распространённой ошибкой является неправильное расположение верхнего участка трубы по отношению к коньку крыши:



  1. Общая длина дымохода должна быть не менее пяти метров от колосниковой решётки отопительного агрегата до оголовка трубы.

  2. Длина горизонтального участка трубы не должна превышать одного метра.

  3. Высота оголовка должна быть:

    • на полметра выше конька, если труба находится на расстоянии до полутора метров от него;

    • на уровне конька при удалении от него до 3 м;

    • не ниже воображаемой линии, проведённой под углом в 10o к горизонтали, если дымоход находится далее 3 метров от конька.




    Качество тяги зависит от правильной установки дымовой трубы


  4. Не допускается более двух поворотов дымохода на всём протяжении конструкции.


Если есть отклонения от указанных параметров, их нужно устранить в первую очередь.


Применение дефлекторов


Принцип действия дефлектора основан на законах динамики газов. При увеличении скорости перемещения воздушной струи статическое давление в ней падает, что способствует подсосу воздуха из трубы. Существует несколько разновидностей устройств подобных устройств:



  1. Обычный дефлектор. Это насадка на верхний конец трубы, имеющая больший диаметр, чем внутренний размер дымохода.

  2. Ротационная труба — разновидность дефлектора, оснащённая турбиной. Ротор вращается под воздействием ветра, турбина вытягивает воздух из трубы.

  3. Флюгер. Кроме украшения трубы служит ещё и для решения чисто утилитарной задачи — определения направления ветра. Разворачиваясь по ветру, он подставляет ему свою уширенную часть. При огибании потоком воздуха этого препятствия создаётся разреженная зона над трубой. Недостаток флюгера состоит в том, что он не работает в безветренную погоду.



Для усиления тяги можно использовать самые разные устройства


Дымососы электрические


В настоящее время получают распространение специальные устройства, поддерживающие оптимальную тягу в автоматическом режиме.



Автоматическое устройство управляет тягой на основании данных от подключённых датчиков


Такие устройства могут устанавливаться на дымоходы газовых, твердотопливных и других печей с температурой дымовых газов до 800 oC. Сила потока и температура газов регулируется на основании показания соответствующих датчиков.


Усилитель тяги дымохода своими руками


Дефлектор для усиления тяги можно без особого труда изготовить самостоятельно. Рассмотрим вариант изготовления своими руками дефлектора-флюгера. Для этого понадобятся следующие инструменты и материалы:



  1. Киянка деревянная.

  2. Ножницы для резки металлического листа.

  3. Рулетка и металлическая линейка.

  4. Электродрель.

  5. Заклёпочник.

  6. Набор свёрл по металлу.

  7. Ножовка для резки металла.

  8. Карандаш или маркер для разметки.

  9. Ножницы портновские.

  10. Ключи гаечные.

  11. Кусок трубы, подбираемый соответственно размерам дымохода.

  12. Плашка, чтобы нарезать резьбу на стержне.

  13. Крепёжные изделия — болты, гайки и заклёпки.

  14. Пара подшипников по диаметру стержня и трубы. Предпочтительно использовать необслуживаемые изделия закрытого типа.

  15. Лист из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм.


Фотогалерея: какие дефлекторы можно изготовить своими руками

Все размеры дефлектора задаются относительно диаметра трубы дымохода

Дефлектор Григоровича можно изготовить из нержавеющей или оцинкованной стали

Роторный дефлектор сделать сложнее, поскольку внутри него находится турбина

Дефлектор состоит из корпуса в виде усечённого конуса и зонтика, прикреплённого к нему на металлических лапках
Пошаговая инструкция по изготовлению дефлектора

  1. Выполнить чертежи деталей и их развёртки с привязкой к реальным размерам изделия.

  2. По чертежам изготовить лекала деталей на картоне и вырезать их портновскими ножницами.

    Перед перенесением раскроя деталей на металлический лист их сначала вырезают из картона


  3. Нанести контуры деталей на металлический лист, используя лекала. Это можно сделать маркером или карандашом. Наиболее чёткие контуры можно получить, если воспользоваться аэрозольными красителями.

  4. Используя ножницы по металлу, вырезать развёртки деталей из листа.

    По нанесённым контурам детали вырезаются ножницами по металлу


  5. Из развёртки согнуть корпус, придерживаясь размеров по чертежу. Просверлить в листе отверстия под заклёпки, используя электродрель. При работе с нержавеющим листом желательно использовать свёрла, изготовленные из твёрдого сплава Р18. По окончании сверления необходимо притупить острые кромки на выходной стороне отверстий.

  6. Используя заклёпочник, скрепить деталь вытяжными заклёпками или расклепать вручную на оправке стандартные алюминиевые крепёжные элементы.

    Крепить металлические детали удобнее всего заклёпками, но если соответствующего инструмента нет под рукой, можно использовать болты и гайки


  7. Установить кронштейны для крепления корпуса на стержне.

  8. Нарезать на стержне резьбу необходимого размера.

  9. Установить на резьбу два подшипника и закрепить их гайками.

  10. Трубу отрезать на нужную длину ножовкой по металлу, острые кромки притупить, убрать заусенцы.

  11. В полученной детали просверлить отверстия и нарезать метчиком резьбу для крепления в ней подшипников.

  12. Используя стальную полосу, изготовить опорные детали для установки дефлектора на трубу.

  13. Произвести окончательную сборку с применением винтового крепежа и заклёпок.

    Благодаря использованию подшипников, закреплённых на вертикальном стержне, флюгер плавно поворачивается по направлению ветра



Вариантов изготовления флюгерных дефлекторов множество. Будучи правильно изготовленными, они надёжно защищают дымоход от засорения и проникновения влаги. В то же время значительно улучшается тяга в дымоходе.


Видео: изготовление дефлектора своими руками


Отзывы пользователей



Уважаемые мастера печного дела, прошу помочь добрым советом. Есть в доме печь из кирпича конструкции Кузнецова. У печи есть две дымовых заслонки для летнего (прямого) дымохода и для зимнего. В переходный период года осенью, когда печь уже нужно использовать для отопления, при растопке и часто во время топки, невозможно чтобы печь работала на зимнем ходу — дымит отчаянно. Иногда удаётся после разогрева переключиться на зимний ход, но тяга при этом очень слабая. Знаю что есть способ принудительного создания тяги при помощи вентилятора, который вдувает наружный воздух в трубу выше задвижек и при этом по принципу «эжектора» увеличивает тягу. Попытки найти в интернете информацию для самостоятельной установки такой системы — оказались безрезультатны. Возможно, кто-либо уже испытывал такую систему или видел её в работе. Буду рад любой информации и советам.



Ёпрст


http://dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=61525


А может для начала протопить несколько раз осиновыми дровами? Мы периодически делаем закладки осиной, чтобы не копилась сажа от березы.



Галина


http://dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=61525


Посмотреть насчет засоров — вообще первое, что надо сделать. Увеличить тягу можно и без вентилятора. Посмотрите «дефлектор Вольперта — Гальперовича»



Alay


http://dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=61525


Печке у меня уже лет 10, наверное. Обычная колпаковая печь кострукции Кузнецова, которую я взял за основу и сделал применительно к своим нуждам. Дымоход — металлическая труба 150 мм внутри, обложенная снаружи кирпичём (в полкирпича) до самого верха. Выход трубы рядом с коньком и выше его сантиметров на 90. Длина трубы от уровня дымовых задвижек что то около или чуть более 6 метров. Дело в том, что в предыдущие годы осенью топил печь мало и включал электрокотёл. В последнее время на электричестве приходится экономить. А поскольку вопрос с плохой тягой есть, то его нужно решать в любом случае. В морозы 20 и холоднее тяга отличная. Далее смотрю по методу исключения вариантов улучшения тяги в переходный период. Всякие дефлектора и флюгарки, не спорю, дают некоторый эффект, но мне нужен эффект не зависящий от скорости ветра — значит нет смысла заморачиваться. Прочищать трубу и дымоходы — так в трубе сажи нет — выжигается на прямом ходу, а во всяких «закутках» очищаю осенью через специальные лючки. Ставить дымосос на верхушку трубы — хлопотно, да и неизвестно сколько он там проживёт. Разумное предложение о приточной вентиляции я использую, есть мощный приточный вентилятор с улицы, который пропускает воздух в дом через водяной калорифер. Просто нужно много холодного воздуха закачать с улицы, дом двухэтажный) чтобы ощутить пользу, разумеется когда калорифер нагреется, то воздух будет поступать тёплый, но при растопке будет холодно. Можно, конечно обходиться из принудительной тяги, но это лишние дрова, лишняя сажа в дымоходах. Вот и получается, что единственный вариант — эжекторный дымосос. Тем более включаться он будет только периодически. Но вот не могу найти отправные размеры. Извините, что ответил не каждому — просто не ожидал, что сайт такой гостеприимный.



СергейАМ


http://dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=61525


Я уже отписывался как-то по этой проблеме. Проблема одна — холодная труба. Я сам регулярно сталкиваюсь с такой проблемой и расскажу, что да как. Для начала опишу, какая у меня конструкция (см. фото): — котел ТТ со встроенным ТЭНом для поддержания тепла. — дымоход находится на улице и выложен кирпичом до потолка второго этажа, выше кирпича идёт труба из нержавейки высотой 2 метра примерно — котел греет от угля примерно 4–5 часов, потом подрубаются ТЭНы и поддерживают тепло, соответственно 19–24 часа дымоход остывает. Так вот, чем сырее на улице, и дольше не топлен котёл, тем вероятнее всего появление обратной тяги. Открываешь дверцу котла, а оттуда холодный воздух в дом валит, да так валит, что зажигалку тушит. Вот. При таких условиях затопить котёл вообще нереально, так как дым в дом валит. Ну и делаю следующее: у меня есть дверь из котельной прямо на улицу. Я её приоткрываю, и холодный воздух с улицы заходит в котельню и как только на полу станет прохладно, то обратная тяга пропадает, я закрываю дверь и спокойно запаливаю котёл. Труба прогревается и тяга дикой становится. Мораль сей басни такова: при охлаждении трубы воздух в трубе тоже охлаждается и проваливается вниз, а так как плотность холодного воздуха выше, чему тёплого, то он спокойно выдавливает теплый воздух обратно в комнату и начинает заползать сам. Причём герметизация заслонок на котле не поможет избежать заползания холодного воздуха в дом, потому как у нас в дымоходе нет ни «П»-образного одного колена, которое находилось бы в доме и служило бы запором для холодного воздуха с улицы, и как только вы откроете топочную дверцу, то холодный воздух с улюлюканием ломанётся к вам в дом.



Дед Банзай


https://www.forumhouse.ru/threads/82780/page-2


Способов усиления тяги в дымоходе множество, нужно только правильно определить причину её ухудшения и своевременно устранить недостатки. В противном случае можно только усугубить состояние этого важного устройства. Поэтому лучше проконсультироваться с профессионалом или доверить работу ему.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации
Новости рынка недвижимости
Технологии строительства.